Как правило, брокер по поручению клиента осуществляет операции с акциями российских и зарубежных эмитентов, валютными и рублевыми облигациями, корпоративными векселями и другими финансовыми инструментами. Брокерская деятельность может быть поставлена «на поток»: у одного брокера множество клиентов (так называемый retail-бизнес) и работа с ними более формальна. Другой вариант — VIP-обслуживание, когда для брокера каждый клиент персонифицирован, его инвестиционные предпочтения изучены.

Классические брокеры предоставляют весь спектр брокерских услуг, дисконтные брокеры занимаются только одной услугой, но предоставляют ее по заниженной цене. Бизнес последних во многом зависит от активности клиентов, поэтому классический брокер считается более надежным.

Брокерские услуги предоставляют и банки, и инвестиционные компании. Принципиальной разницы между ними нет. Однако при выборе варианта необходимо учитывать, что для инвестиционной компании брокерская деятельность является основной. У брокера, работающего в ней, как правило, несколько выше мотивация в обслуживании клиентов. В то же время деятельность инвестиционных компаний менее прозрачна для проверяющих органов (ФКЦБ), чем деятельность банка. Хотя в скором времени ФКЦБ будет требовать полного раскрытия информации и отслеживания фактов манипулирования ценами при их совершении.

Для банка брокерские услуги — это только одно из возможных направлений оказания услуг клиентам. Возникновение финансовых проблем по основной банковской деятельности может повлечь и затруднения в оказании брокерских услуг (это было особенно характерно в ходе кризиса 1998 г.). В банке за дополнительные услуги клиент платит меньше, а операции по брокерскому счету осуществляются быстрее. Но организация работы с клиентами более жесткая, т.к. действия брокеров регламентируются должностными инструкциями.

Для эксклюзивного обслуживания чаще выбирают брокера из инвестиционной компании. Услуги банка в качестве брокера выгодны лишь при retail-бизнесе.

Процедура работы

При retail-обслуживании секретарь выясняет пожелания клиента и переадресует его в соответствующий отдел компании или инвестиционный департамент банка. При индивидуальном обслуживании за клиентом закрепляют брокера, который помимо услуг непосредственно на фондовом рынке может проводить финансовые консультации по самым различным вопросам.

До заключения договора клиент–юридическое лицо должен предоставить полный комплект учредительных документов (Устав, учредительный договор), документы о назначении и полномочиях руководящих лиц компании, карточку с образцами их подписей, справки из налоговой инспекции и Госкомстата. От клиента–физического лица требуется паспорт.

В соответствии с Федеральным законом от 22.04.96 г. №39-ФЗ «О рынке ценных бумаг», брокерские сделки могут проводиться на основании договора поручения или комиссии, а также доверенности на совершение таких сделок при отсутствии в договоре указаний на полномочия поверенного или комиссионера. Однако поскольку ГК РФ определяет агентский договор как некий симбиоз договора поручения и договора комиссии, то некоторые брокеры применяют агентский договор.

По договору комиссии брокер обязуется за вознаграждение совершить от своего имени, но по поручению и за счет клиента одну или несколько сделок. У него возникают все права и обязанности по сделке. Поэтому если контрагент не переводит клиенту проданные ценные бумаги или отказывается платить за приобретенные, судиться с ним будет банк–брокер или инвестиционная компания. За неисполнение своих обязательств по сделкам на фондовом рынке брокер также отвечает самостоятельно.

Договор комиссии обеспечивает клиенту достаточную степень конфиденциальности. Однако зачастую при заключении договора купли-продажи бумаг в нем устанавливают, что брокер действует на основании договора комиссии. Тогда контрагент требует продемонстрировать ему этот документ. В этом случае для сохранения конфиденциальности в договоре комиссии указывается не клиент, а некая «буферная» компания, с которой клиент заключил договор.

Эксперты говорят, что в практике брокерского обслуживания в России намного чаще используется именно договор комиссии.

По договору поручения брокер обязуется совершить от имени и за счет клиента определенные юридические действия. Права и обязанности по сделке возникают непосредственно у клиента. Поэтому и проблемы по ним вынужден решать сам клиент.

Для того, чтобы юридически грамотно представить факт владения ценными бумагами, заключается депозитарный договор.

После заключения брокерского и депозитарного договоров каждому клиенту в учетной системе компании открывают брокерский и депозитарный счета. На брокерском счете находятся денежные средства клиента, используемые для покупки бумаг. Туда же поступают средства, полученные от продажи бумаг. Счет Депо используется для учета прав владения ценными бумагами. По итогам каждой операции на счетах отражаются произошедшие изменения, включая поступления на счет, списания со счета и комиссии.

Общение клиента с брокером может быть организовано по телефону и по прямому клиентскому интерфейсу (интернет-трейдинг). В первом случае поручение на покупку или продажу бумаг клиент передает брокеру по телефону. Брокер не всегда может обслуживать клиентов в порядке общей очереди. Например, если 300 клиентов разделить на 10 брокеров, это не значит, что на каждого получается 30 клиентов в день. Зачастую все 300 клиентов звонят брокерам именно в тот момент, когда на рынке происходят какие-то изменения. Прямой клиентский интерфейс предоставляют компании, специализирующиеся на интернет-услугах («Брокер-кредит-сервис», «Веб-инвест»). При заключении договора на брокерское обслуживание клиенту передаются специальная терминальная программа и средства шифрования, устанавливаемые на его компьютер. С их помощью он получает возможность в реальном времени выполнять операции на фондовом рынке. Разумеется, все заявки клиента проходят на рынок через контролирующего и подтверждающего их брокера. Однако не все российские биржи предоставляют возможность интернет-трейдинга (на ММВБ есть интернет-шлюз, а на РТС — нет). Кроме того, не всегда можно точно сказать, что произойдет со счетами клиента в случае обрыва канала связи с брокером.

Процедура заключения любой сделки состоит из следующих этапов:

клиент подает брокеру поручение на сделку;
брокер заключает сделку по купле-продаже бумаг клиента;
проводятся расчеты между брокером и клиентом;
брокер подготавливает и предоставляет клиенту отчетность.
Поручение должно содержать:

по операциям на рынке ГКО-ОФЗ:
код государственной регистрации ценных бумаг;
количество государственных ценных бумаг, подлежащих покупке/продаже;
пределы цены (с указанием нижней или верхней границы) одной ценной бумаги (за исключением заявки купить или продать по рыночной цене);
по операциям на рынке корпоративных ценных бумаг:
наименование эмитента;
вид ценных бумаг;
тип ценных бумаг;
номер выпуска (в случае подачи поручения на заключение сделки на внебиржевом рынке);
количество ценных бумаг, подлежащих покупке/продаже;
пределы цены (с указанием нижней или верхней границы) одной ценной бумаги (за исключением заявки купить или продать по рыночной цене).
Если поручение клиента на покупку-продажу бумаг поступает брокеру по телефону, то запись телефонного разговора — достаточное подтверждение передачи клиентом поручения. Условия поручения фиксируются в письменном виде. Один экземпляр поручения с отметками об условиях его исполнения направляют клиенту не позднее окончания рабочего дня, следующего за днем совершения сделки. Отчет по сделке предоставляют клиенту, как правило, в течение двух рабочих дней после ее совершения.

Для исполнения своего поручения клиент перечисляет на расчетный счет компании авансовый платеж. Из полученных средств оплачиваются:

стоимость ценных бумаг по договору купли-продажи;
биржевой сбор, если сделка совершена на бирже;
расходы, связанные с перерегистрацией прав собственности на ценные бумаги.
Вознаграждение брокера за выполнение поручений клиента установлено тарифами инвестиционной компании или банка. Брокер самостоятельно удерживает вознаграждение после каждого исполненного поручения либо получает его ежеквартально, согласно выставленному счету-фактуре.

Брокер может предоставить клиенту возможность повысить эффективность торговых операций за счет использования заемных средств (маржинальное кредитование). В общем случае маржинальное кредитование — это возможность для клиента кредитоваться активами брокера (денежными средствами и ценными бумагами) на неограниченный период времени. Обеспечением кредита становятся активы клиента, учитываемые брокером на клиентских счетах. Как правило, это денежные средства и наиболее ликвидные ценные бумаги, оцененные по их текущей рыночной стоимости.

При оформлении банковского кредита ценные бумаги принимаются в обеспечение с определенным дисконтом (скидкой) от их рыночной стоимости. Брокер же может кредитовать клиента не только на полную текущую стоимость акций, облигаций и т.д., но и предоставлять «кредитное плечо» (отношение залога к сумме кредита). Если текущая стоимость активов клиента 100 тыс. руб., то брокер вправе предоставить ему кредит в сумме и 200 тыс. («плечо» 1:2), и 300 тыс. («плечо» 1:3). Подобная возможность существует за счет того, что активы клиента обеспечивают не его открытую на кредитные средства позицию, а маржу по ней — разницу между ценой вхождения в позицию и ее текущей оценкой. Другое важное отличие маржинального кредитования от банковского: активы, обеспечивающие кредит, не «замораживаются» на период кредитования. Клиент может ими пользоваться (например, продать ценные бумаги, обеспечивающие кредит), соблюдая определенные условия.

Услуга маржинальной торговли позволяет клиентам активно играть на колебаниях рынка, открывать «длинные» позиции на марже (когда бумаги приобретаются в надежде на рост их стоимости), получая дополнительную прибыль при росте рынка, и/или «короткие» позиции (когда бумаги продают, поскольку считают, что цены на них будут падать) и зарабатывать на падении рынка. Она помогает реализовывать более сложные схемы по проведению арбитражных операций между торговыми площадками и т.д. Активами, которые могут быть покрытием и участвуют в расчете маржи, являются денежные средства и ценные бумаги из специального списка, утверждаемого брокером.

Если клиент собирается использовать маржинальное кредитование, ему необходимо уточнить у брокера:

во сколько раз большей суммой, чем сумма на счете, брокер позволит вам работать? Иначе говоря, какой «рычаг» или «плечо» он вам даст? Закон запрещает маржинальное кредитование более 1:2, однако некоторые брокеры обходят это ограничение;
позволит ли брокер играть на понижение и по каким бумагам;
каковы стоимость и длительность кредитования?
Следует помнить, что маржинальное кредитование может, с одной стороны, принести клиенту значительную прибыль, а с другой — оставить клиента без средств.

Некоторые брокеры предоставляют клиентам технологию «Единого торгового счета», подразумевающую учет денежных средств и ценных бумаг клиента на едином счете в системе внутреннего учета банка.

Подобная услуга позволяет клиентам совершать операции на любой торговой площадке (ММВБ, МФБ, РТС, СПВБ) без необходимости предварительного депонирования на ней активов. Специалисты банка исполняют поручения клиентов на той торговой площадке, ценовая ситуация на которой наиболее благоприятна для клиентов.

Что следует учесть
При выборе брокера клиент должен прежде всего определиться со стратегией инвестирования своих средств в ценные бумаги и поведения на фондовом рынке. Если он рассматривает вложения в акции и облигации как периодическую операцию, позволяющую диверсифицировать свои средства, то, возможно, ему следует обратить внимание на retail-сектор брокерских услуг.

Если же клиент собирается активно работать на фондовом рынке, вкладывать в ценные бумаги значительные объемы средств, то более эффективным будет подбор индивидуального брокера или использование системы интернет-трейдинга.

Клиент должен сразу уточнить, какова цель вложения в бумаги: спекуляции на рынке с большей или меньшей степенью риска или же получение небольшого, но стабильного дохода от принадлежащих ему бумаг. В принципе клиент может самостоятельно выйти на западные фондовые рынки. Однако, не находясь там, трудно сориентироваться в экономической конъюнктуре, да и брокерское обслуживание в западных компаниях стоит гораздо больше, чем в России.

Выбор брокера

Как правило, выбор брокера основывается на изучении рейтингов НАУФОР (wwwnaufor.ru), репутации компаний и банков, рекомендациях и отзывах других клиентов. Чаще всего брокеры не прибегают к специальной рекламе своих услуг, хотя конкуренция между ними за клиентов достаточно жесткая.

Следует обратить внимание на пакет договоров, которые предстоит заключить. Обычно это договоры на оказание брокерских услуг, депозитарное обслуживание и использование программного обеспечения для выставления заявок (в случае интернет-трейдинга).

Один из важнейших моментов, который следует учитывать при выборе — какую информационную поддержку собирается предоставлять брокер. Эффективность проведения операций на фондовом рынке во многом зависит от того, насколько полными сведениями об эмитентах и текущем состоянии рынка владеет клиент.

Информация по рынку и консультации нужны в равной степени и профессиональному инвестору, и непрофессионалу. Но если профессионала интересует именно «сухая» информация (фундаментальная аналитика, информация о движении рынка и т.п.), то непрофессионалу нужны советы брокера. Клиенту трудно уследить за всеми тонкостями поведения компаний на фондовом рынке, узнать все последние новости компаний-эмитентов, назначения новых лиц и другие внутренние факторы, влияющие на цену бумаг. Поскольку независимо от степени профессионализма брокера клиент, в конечном счете, принимает инвестиционные решения сам, перед тем как сделать выбор в пользу приобретения или продажи той или иной ценной бумаги, он должен как можно больше узнать как о данном эмитенте, так и о состоянии сектора рынка в целом.

Многие инвестиционные компании и банки, предоставляющие брокерские услуги, размещают на интернет-сайтах подробные аналитические обзоры рынков, комментарии своих экспертов. Но в любом случае первоочередное значение имеет возможность получения оперативной и четкой консультации брокера.

Чем солиднее инвестиционная компания или банк, чем выше они находятся в рейтингах брокерских услуг, тем выше тарифы на обслуживание клиентов (это вызвано необходимостью содержать большой штат аналитиков и консультантов). По стандартным операциям тарифы брокера составляют, как правило, 0,1–0,3% от оборота. Кроме того, клиент оплачивает дополнительные расходы (ведение счета Депо, инновационные издержки и пр.). Оплата нестандартных услуг брокера оговаривается в каждом конкретном случае. Допустим, при продаже неликвидных акций брокер может взять от 5–7% и больше. Стоит отметить, что в банках размеры комиссионных фиксируются более жестко, что отражается на процессе обсуждения тарифов с клиентом.

Тарифы на брокерское обслуживание клиента по телефону и через Интернет различаются достаточно сильно, в 5–10 раз. Как правило, брокеры, предоставляющие возможность интернет-трейдинга, не дают клиентам консультаций. Поэтому интернет-трейдинг обычно выбирают клиенты, ориентирующиеся на собственную инвестиционную политику.

Зачастую бывает, что у брокера достаточно низкие по сравнению со сложившимися на рынке тарифы. Это может быть дисконтный брокер, специализирующийся только на данной услуге. Если нет, следует проанализировать весь перечень услуг брокера для выявления скрытых издержек. Иногда оказывается, что необходимо дополнительно оплачивать другие услуги брокера. В итоге, как говорят на Западе, «стоимость владения» купленными через него бумагами для клиента получается значительно большей.

Важно сразу оговорить с брокером порядок налогообложения клиентской прибыли от операций с ценными бумагами. Для клиента удобно, если брокер рассчитает и перечислит государству все налоги, возникающие при операциях клиента с ценными бумагами. Если клиент много перемещается по стране, приобретает бумаги и передает их брокеру, то последний не всегда может знать, по какой цене они были куплены, какие расходы клиент понес при их приобретении или продаже. В этом случае расчет налога усложняется. Необходимо заранее оговорить с брокером возможность самостоятельного расчета и уплаты налога. Отметим, что некоторые небольшие инвестиционные компании не обращают особого внимания на налоговые обязательства клиентов и оставляют за клиентом все вопросы, с этим связанные.

В случае возникновения претензий по невыполнению брокером своих обязательств юридическое лицо вправе обратиться в арбитражный суд, физическое — в суд общей юрисдикции. Впрочем, брокеры дорожат своей клиентурой и репутацией. Поэтому если клиент с самого начала правильно выбрал банк или инвестиционную компанию, то последующее общение с брокером вряд ли приведет к столь печальным последствиям.
Иван Ламыкин